Как пандемия сказалась на доходах таксистов

Водители такси — одни из немногих, кто продолжил работать во время самых жестких ковидных ограничений. Конечно, заработки до объявления пандемии были другими.

Уже второй год мы все живем в новой реальности. Причина тому всем известная вирусная инфекция, название которой уже не хочется даже и произносить. Многие сферы жизни подверглись серьезным изменениям, пострадали в экономическом плане. Сфера услуг одна из первых приняла на себя удар. Пассажирские перевозки — одна из неотъемлемых ее составляющих. Разберемся, как пандемия Ковид-19 сказалась на доходах водителей такси.

Кто и как работал

Вернемся в начало 2020 года, когда опасная болезнь начала активно распространяться по территории России, и всех закрыли на так называемую «самоизоляцию». Пока большая часть населения находилась на оплачиваемых работодателями выходных, таксисты, которые не имеют такой привилегии, продолжали выполнять заказы. Согласно опросам, даже в самые «карантинные» недели той весны, продолжали выходить на линию более 70% водителей. Но немало оказалось и тех, кто оставил руль — около 1/5 водителей такси пережидали карантин дома. В основном это те, кто имел накопления, работал в такси непостоянно.

Кто и как работал в эпоху пандемии

Как зарабатывали

Практически всем из них пришлось столкнуться с падением заработка. Это естественно — люди засели дома, право передвигаться по городу имели только представители некоторых профессий, например, врачи, работники важных производств. Очень многие водители, чтобы как-то компенсировать просевшие доходы, начали искать варианты подработки. Среди вариантов оказалась работа доставщиком продуктов и готовой еды из общепита. Что касается уменьшения доходов, у большинства водителей он снизился существенно. Проценты сильно разнятся от региона к региону, но цифры очень печальные, некоторые потеряли большую часть своего заработка. Учитывая и так весьма ощутимые комиссии агрегаторов, хватать стало только на самое необходимое. В первые недели самоизоляции количество заказов упало на рекордные 80%. Естественно, меньше стали вызывать комфорт и бизнес-класс — «белые воротнички» перешли на удаленку, офисы стояли закрытыми почти до лета. Так как с деньгами возникла напряженка практически у всех, эконом-класс лидировал по числу заказов, естественно, заработать в таких условиях водителю очень сложно. Особенно  тяжело пришлось тем, кто работает на арендованных автомобилях. Если раньше на то, чтобы отбить стоимость аренды машины уходило 3-5 часов, то в период карантина некоторые смены и вовсе оказывались для таксистов «минусовыми». Особенно это коснулось тех, кто брал авто повыше классом, стоимостью 3 тысячи рублей в сутки и выше. Вместе с количеством заказов уменьшился и поток чаевых. В России практика оставлять водителям «на чай» и так не сильно развита, об этом мы уже писали, на фоне сокращения доходов населения люди отказались от чаевых в том числе.

На что тратили

Вместе с ухудшением эпидемиологической обстановки, к работе водителей такси предъявлялись все более строгие требования. В частности, таксистов обязали обеспечить безопасную среду в автомобиле для себя и пассажира. Перчатки, маски, антисептики, регулярная дезинфекция поверхностей в салоне — примерный перечень необходимых мер. Далеко не каждый таксопарк выделял средства индивидуальной защиты для водителей в должном объеме. Нередки были ситуации, когда на неделю водителю торжественно вручали единственную маску и рекомендовали обязательно быть в ней в случае остановки машины инспектором дорожного патруля. Стоит сказать, что дело тут не только в жадности руководства таксопарков, для них эти расходы оказались такими же непредвиденными, но и в элементарном дефиците всей этой защиты на первых порах пандемии. Все наверняка помнят объявления на каждой аптеке «масок и перчаток нет», а также бешеные цены, которые выставляли на них перекупщики на Авито. Ответственным таксистам, не желающим нарываться на штрафы, рисковать своим здоровьем и подвергать опасности пассажиров, приходилось тратиться на все это из личных заработков. Пара перчаток и маска тогда могли стоить и по 100 рублей каждая, то есть за смену набегала уже кругленькая сумма. Естественно, не все соблюдали новые правильно идеально. Кто-то экономил на медицинских одноразовых масках и использовал многоразовую замену, другие и вовсе пренебрегали мерами предосторожности, нарывались на штрафы, болели и заражали других.

На штрафы потратиться пришлось серьезно.  Стражи порядка были на них щедры. Особенно досталось ИП — отсутствие в бардачке запаса масок, салфеток и антисептиков вылетало в 20 тысяч рублей, которые нужно уплатить в пользу государства. При и так низкой выручке — это чудовищно высокие суммы.

На что тратили деньги таксисты в пандемию

Отдельная проблема возникла с пропусками, которые требовалось получать для возможности легально выходить на линию. Схема оформления цифрового пропуска предполагала заполнение графы с указанием фирмы, которая владеет автомобилем. Водитель может брать авто у разных фирм внутри одного таксопарка, обычно там действует сразу несколько ООО или ИП, это обычная практика. То есть сегодня таксист ездит на машине одного владельца, а завтра арендует у другого. По причине частой смены авто в пропусках отказывали, получалось, что оплатив аренду, водитель не получал допуска к работе и оставался не просто без заработка, но еще и жестком минусе.

А как в других странах

В патовом положении оказались не только российские таксисты, по всему миру представители этой профессии ощутили последствия пандемии. Стоит сказать, что в нашей стране существенные ограничения не продлились очень долго. Не будем давать оценку такой политике в условиях бесконечных новых волн заболеваемости, но факт в том, что отечественные пассажирские перевозки отделались еще малой кровью. Европейские страны находились в глубоком карантине гораздо дольше, соответственно и спрос на такси отсутствовал у населения больше года.

Подводя итоги, можно лишь понадеяться на постепенное улучшение ситуации. Сфера такси до сих пор не вернулась к своей «доковидной» точке доходности. Передвижение на такси для многих остается той статьей расходов, от которой отказываются в первую очередь.

Дарья

Дарья

Это тоже интересно:

Как услуга тайный пассажир влияет на качество сервиса в такси

Как услуга «тайный пассажир» влияет на качество сервиса в такси

Данная программа заключает в себе процесс наблюдения и оценки качества работы таксистов со стороны независимого наблюдателя. Она может быть предоставлена как компанией-посредником, так и самим

Читать полностью »
Такси в Сочи: какое выбрать

Такси в Сочи: какое выбрать?

Популярные официальные сервисы такси В последние годы официальное такси стало предпочтительным средством передвижения для многих людей даже в Сочи, хотя раньше ситуация была обратной. И

Читать полностью »
Музыка в такси

Музыка в такси: включать или нет?

Что думают пассажиры Регулярные опросы, которые агрегаторы проводят среди клиентов такси, показывают: люди действительно придают огромное значение антуражу поездки, и музыка здесь имеет одну из

Читать полностью »
Курьер в такси: как им стать

Курьер в такси: как им стать?

Преимущества работы курьером в такси По данным Российской ассоциации электронных коммуникаций число работников, занятых в  сфере доставки, в этом году превысило 1 миллион человек. При

Читать полностью »
Междугороднее такси.

Междугороднее такси

Междугороднее такси представляет собой поездку на дальние расстояния между городами. Такие перевозки обычно осуществляются на автомобилях такси более высокого класса, чем для городских поездок. Пассажиры

Читать полностью »

Города:

Тариф "Профи+"

Разработка ресурса "под ключ".
Разрабатываем ресурс под Ваши требования, в рамках выбранного тарифного плана.

24990 ₽

+ стоимость домена - 200 руб./1-й год, далее 900 руб./год)
+ стоимость хостинга - 2000 руб./год

Тариф "Профи"

Разработка ресурса "под ключ".
Разрабатываем ресурс под Ваши требования, в рамках выбранного тарифного плана.

14990 ₽

+ стоимость домена - 200 руб./1-й год, далее 900 руб./год)
+ стоимость хостинга - 2000 руб./год

Тариф "Оптима"

Разработка ресурса "под ключ".
Разрабатываем ресурс под Ваши требования, в рамках выбранного тарифного плана.

9990 ₽

+ стоимость домена - 200 руб./1-й год, далее 900 руб./год)
+ стоимость хостинга - 2000 руб./год

Тариф "Профессионал"

Аренда готового ресурса.
Настраиваем под Ваши требования, в рамках выбранного тарифного плана.

1990 ₽

в месяц

9500 ₽ -20%

6 месяцев

15500 ₽ -35%

1 год

Тариф "Стандарт"

Аренда готового ресурса.
Настраиваем под Ваши требования, в рамках выбранного тарифного плана.

990 ₽

в месяц

4700 ₽ -20%

6 месяцев

7700 ₽ -35%

1 год

Тариф "Эконом"

Аренда готового ресурса.
Настраиваем под Ваши требования, в рамках выбранного тарифного плана.

390 ₽

в месяц

1800 ₽ -20%

6 месяцев

3000 ₽ -35%

1 год