История чаевых
Ожидаемо, что родина суммы «на чай» — это страна, которая тесно ассоциируется с этим напитком, а именно Англия. Вообще первыми доплачивать обслуживающему персоналу начали английские аристократы, которые оставались на постой в домах своих друзей или родственников. Небольшой платой они поощряли хозяйских слуг делать дополнительную работу. Эта практика быстро стала хорошим тоном и укоренилась. Постепенно чаевые дошли и до простых людей без титулов. В постоялых дворах и харчевнях появились коробочки, опустив пару монет в которые, посетитель мог рассчитывать на более расторопное и внимательное обслуживание. Есть даже легенда, которая утверждает, что на таре для монет была надпись «чтобы обеспечить оперативность» или «to insure promptitude». Надпись якобы со временем укоротилась до аббревиатуры и превратилась в известное нам всем «tips». Чаевые быстро распространились по миру, в том числе за океан, достигли стран Америки. Вместе с прогрессом, увеличением массовости сферы услуг, появлением большего количества заведений общепита и распространением экипажей чаевые прочно вошли в нашу жизнь.
Интересно, что первоначально позиционировались чаевые как некое небольшое социальное пособие от более обеспеченного класса менее обеспеченному. В США такая практика активно обсуждалась, многие американцы, побывавшие в отпуске в Европе, стали оставлять дополнительные деньги извозчикам, цирюльникам и официантам. Это даже вызвало общественный резонанс — появились противники чаевых, утверждавшие, что это идет в разрез с демократическим укладом страны и даже отбрасывает ее назад к рабовладельческому строю. Постепенно, оставлять «tips» стало нормой и отношение к этому поменялось. После войны этот порядок прочно закрепился и теперь «чай» в США не просто желателен, а обязателен. В этой стране оставляют самые щедрые чаевые во всех сферах услуг, в том числе и такси.
Почему не включить чаевые в цену услуги
Логичный вопрос, который возникает у многих — почему же сумма вознаграждения не прибавляется в стоимости услуги автоматически, тогда бы у многих не болела голова на тему оставлять или нет, сколько оставлять. Несмотря на удобство, многие категорически против таких «навязываний», в целом любой фиксированный и обязательный платеж воспринимается людьми негативно, так как лишает их возможности выбирать, оставлять справедливое на субъективный взгляд вознаграждение в конкретной ситуации. В России такая практика вообще запрещена на законодательном уровне, поэтому чаевые у нас — дело исключительно добровольное.
Интересный факт, что мы переняли чаевые у западной культуры, а вот на Востоке они так и не стали нормой. В Японии и Китае таксист скорее оскорбится оставленной купюре, так как это будет означать для него, что работа сделана недостаточно хорошо. Кроме того, гордый азиатский менталитет интерпретирует это как подачку, а не как благодарность за труд. Если носильщик вещей сочтет за радость принять несколько юаней или йен, то для таксиста там — это смерти подобно. Все дело в том, что в носильщики идут люди без образования, признающие свою бедность, а вот водители против того, чтобы к ним относились как к неквалифицированным неимущим.
Когда люди оставляют на чай в такси
В России чаевые — это исключительно про довольного клиента, который получил услугу в полной мере или даже что-то сверх, и хочет выразить свою признательность водителю. Вы можете таким образом отблагодарить таксиста за приятную беседу, внимательный сервис, быструю реакцию и точное прибытие, помощь с багажом. Учитывая огромную конкуренцию сервисов и относительно низкие цены на такси у нас в стране, чаевые составляют достаточно весомую долю заработка современного таксиста. Садясь в автомобиль такси, вы платите за то, что водитель доставит вас из пункта А в пункт Б, соблюдая скоростной режим и правила ПДД в целом. Речь конечно, о рядовом такси, без приставки «комфорт», «бизнес» или «премиум», о самом простом экономическом классе. В задачи человека за рулем не входит развлекать вас беседой, включать приятную вам музыку и вообще как-то дополнительно заботиться о вашем удобстве в процессе поездки. Логично будет отблагодарить водителя, который сделал чуть больше, чем был обязан. С точки зрения человеческой психологии — это отличная мотивация работать лучше и повышать сервис в дальнейшем. Стандартная сумма на чай — 10-15% от стоимости поездки. Забавно, что самые щедрые на чаевые дни — это пятница и выходные, россияне явно находятся в этот период в хорошем настроении и готовы по достоинству оценить качество услуг. По опыту самих таксистов, чаще всего благодарят в денежном эквиваленте за настройку музыки, плавное вождение, чистый салон и сам автомобиль, длительное ожидание на стартовой или промежуточной точке. Кстати, как не удивительно, но на чай в такси чаще оставляют не москвичи и гости столицы, а пассажиры южных российских республик.
Способы оставить вознаграждение
Если раньше извозчику оставляли монету или купюру, то с появлением безналичной оплаты с этим возникли сложности, так как наличных в нашей жизни становится все меньше. Все популярные агрегаторы такси сегодня предполагают возможность не только расплатиться картой, но и оставить с ее помощью вознаграждение водителю. Такая функция предусмотрена в большинстве мобильных приложений для заказа такси. Но что делать, если вы вызывали машину иным способом? Лучше всего — прямо спросить того, кого вы хотите отблагодарить. В этом нет ничего неловкого, поэтому не стоит стесняться. Многие водители такси используют специальные сервисы для получения чаевых онлайн. Организовано это очень просто — нужно отсканировать предложенный QR-код и вас перебросит на страничку с оплатой, где останется только внести сумму и подтвердить транзакцию.