Уже второй год мы все живем в новой реальности. Причина тому всем известная вирусная инфекция, название которой уже не хочется даже и произносить. Многие сферы жизни подверглись серьезным изменениям, пострадали в экономическом плане. Сфера услуг одна из первых приняла на себя удар. Пассажирские перевозки — одна из неотъемлемых ее составляющих. Разберемся, как пандемия Ковид-19 сказалась на доходах водителей такси.
Кто и как работал
Вернемся в начало 2020 года, когда опасная болезнь начала активно распространяться по территории России, и всех закрыли на так называемую «самоизоляцию». Пока большая часть населения находилась на оплачиваемых работодателями выходных, таксисты, которые не имеют такой привилегии, продолжали выполнять заказы. Согласно опросам, даже в самые «карантинные» недели той весны, продолжали выходить на линию более 70% водителей. Но немало оказалось и тех, кто оставил руль — около 1/5 водителей такси пережидали карантин дома. В основном это те, кто имел накопления, работал в такси непостоянно.
Как зарабатывали
Практически всем из них пришлось столкнуться с падением заработка. Это естественно — люди засели дома, право передвигаться по городу имели только представители некоторых профессий, например, врачи, работники важных производств. Очень многие водители, чтобы как-то компенсировать просевшие доходы, начали искать варианты подработки. Среди вариантов оказалась работа доставщиком продуктов и готовой еды из общепита. Что касается уменьшения доходов, у большинства водителей он снизился существенно. Проценты сильно разнятся от региона к региону, но цифры очень печальные, некоторые потеряли большую часть своего заработка. Учитывая и так весьма ощутимые комиссии агрегаторов, хватать стало только на самое необходимое. В первые недели самоизоляции количество заказов упало на рекордные 80%. Естественно, меньше стали вызывать комфорт и бизнес-класс — «белые воротнички» перешли на удаленку, офисы стояли закрытыми почти до лета. Так как с деньгами возникла напряженка практически у всех, эконом-класс лидировал по числу заказов, естественно, заработать в таких условиях водителю очень сложно. Особенно тяжело пришлось тем, кто работает на арендованных автомобилях. Если раньше на то, чтобы отбить стоимость аренды машины уходило 3-5 часов, то в период карантина некоторые смены и вовсе оказывались для таксистов «минусовыми». Особенно это коснулось тех, кто брал авто повыше классом, стоимостью 3 тысячи рублей в сутки и выше. Вместе с количеством заказов уменьшился и поток чаевых. В России практика оставлять водителям «на чай» и так не сильно развита, об этом мы уже писали, на фоне сокращения доходов населения люди отказались от чаевых в том числе.
На что тратили
Вместе с ухудшением эпидемиологической обстановки, к работе водителей такси предъявлялись все более строгие требования. В частности, таксистов обязали обеспечить безопасную среду в автомобиле для себя и пассажира. Перчатки, маски, антисептики, регулярная дезинфекция поверхностей в салоне — примерный перечень необходимых мер. Далеко не каждый таксопарк выделял средства индивидуальной защиты для водителей в должном объеме. Нередки были ситуации, когда на неделю водителю торжественно вручали единственную маску и рекомендовали обязательно быть в ней в случае остановки машины инспектором дорожного патруля. Стоит сказать, что дело тут не только в жадности руководства таксопарков, для них эти расходы оказались такими же непредвиденными, но и в элементарном дефиците всей этой защиты на первых порах пандемии. Все наверняка помнят объявления на каждой аптеке «масок и перчаток нет», а также бешеные цены, которые выставляли на них перекупщики на Авито. Ответственным таксистам, не желающим нарываться на штрафы, рисковать своим здоровьем и подвергать опасности пассажиров, приходилось тратиться на все это из личных заработков. Пара перчаток и маска тогда могли стоить и по 100 рублей каждая, то есть за смену набегала уже кругленькая сумма. Естественно, не все соблюдали новые правильно идеально. Кто-то экономил на медицинских одноразовых масках и использовал многоразовую замену, другие и вовсе пренебрегали мерами предосторожности, нарывались на штрафы, болели и заражали других.
На штрафы потратиться пришлось серьезно. Стражи порядка были на них щедры. Особенно досталось ИП — отсутствие в бардачке запаса масок, салфеток и антисептиков вылетало в 20 тысяч рублей, которые нужно уплатить в пользу государства. При и так низкой выручке — это чудовищно высокие суммы.
Отдельная проблема возникла с пропусками, которые требовалось получать для возможности легально выходить на линию. Схема оформления цифрового пропуска предполагала заполнение графы с указанием фирмы, которая владеет автомобилем. Водитель может брать авто у разных фирм внутри одного таксопарка, обычно там действует сразу несколько ООО или ИП, это обычная практика. То есть сегодня таксист ездит на машине одного владельца, а завтра арендует у другого. По причине частой смены авто в пропусках отказывали, получалось, что оплатив аренду, водитель не получал допуска к работе и оставался не просто без заработка, но еще и жестком минусе.
А как в других странах
В патовом положении оказались не только российские таксисты, по всему миру представители этой профессии ощутили последствия пандемии. Стоит сказать, что в нашей стране существенные ограничения не продлились очень долго. Не будем давать оценку такой политике в условиях бесконечных новых волн заболеваемости, но факт в том, что отечественные пассажирские перевозки отделались еще малой кровью. Европейские страны находились в глубоком карантине гораздо дольше, соответственно и спрос на такси отсутствовал у населения больше года.
Подводя итоги, можно лишь понадеяться на постепенное улучшение ситуации. Сфера такси до сих пор не вернулась к своей «доковидной» точке доходности. Передвижение на такси для многих остается той статьей расходов, от которой отказываются в первую очередь.