Водитель такси — профессия с большой историей. Она остается стабильно востребованной на протяжении долгих лет, этим и объясняется ее массовость. Люди всегда будут нуждаться в пассажирских перевозках. Руководствуясь этой идеей, каждый год в профессию приходят тысячи новых водителей. Согласно исследованиям рынка, больше 90% таксистов работают сверх нормы. Отсюда можно сделать вывод о том, что в такси реально заработать, ведь спрос огромный.Пассажиры готовы платить за комфорт, возможность заказать автомобиль в течение считанных минут в любое время суток. Поэтому и объявления о наборе водителей сейчас везде: в Интернете, телевизионной рекламе, в газетах, в лифтах. Осталось выяснить, как работать выгоднее, потому что существует несколько вариантов трудоустройства.
За последние годы сфера такси претерпела немало изменений. Свою долю рынка отвоевали компании-агрегаторы таксопарков, львиное количество занятых в перевозках людей «вышли из тени», то есть начали работать легально. Сегодня таксист может работать как самозанятый, быть индивидуальным предпринимателем или трудоустроиться на официальной основе в компанию. Но прежде чем сравнивать между собой эти варианты, нужно понять, на каком автомобиле выгоднее таксовать — на личном или арендованном.
Аренда авто в таксопарке
Большинство водителей, приходящих в такси, не имеют собственного транспортного средства или имеют, но не хотят использовать его для работы. Таксопарки сдают в аренду самые популярные модели автомобилей: Хендай Солярис, Рено Логан, Киа Рио, Шкода Рапид. Они достаточно надежны и неразорительны в повседневном обслуживании, поэтому так и распространены. При такой схеме работы водитель оплачивает только стоимость аренды и заправляет автомобиль. В среднем, перечисленные модели машин обойдутся около полутора тысяч рублей в сутки. Многие таксопарки практикуют скидки за аренду на долгий срок, однако это в какой-то степени сковывает водителя, так как любой простой будет вылетать ему в «копеечку», то есть «съедать» полученную выгоду. Таксопарки предоставляют услугу подключения водителя к агрегаторам, к которым относятся самые популярные сегодня сервисы: Яндекс.Такси, Убер, Гет и прочие. Для водителя удобно, то, что таксопарк берет на себя различные требующие времени бюрократические моменты.
Аренда с последующим выкупом
Достаточно новая возможность для тех, кто хочет работать в такси — это аренда машины с ее выкупом в полное владение в перспективе. Другое название, которое можно встретить — «машина в раскат». Стоит это дороже обычной аренды, зато подходит тем, кто не может купить машину через кредит, так как имеет испорченную кредитную историю или другие ограничения. В сумму платежа входит не только цена самой аренды за день, но часть основного долга за машину, а также стоимость расходов на страховку, ТО и пр. На самом деле, преимущества у такой схемы весьма сомнительные. Велика опасность нарваться на недобросовестную фирму с хитро составленным договором, который может оставить вас, в конце концов, без права на автомобиль. Кроме того, под выкуп обычно отдают машины с уже серьезным пробегом, и для того, чтобы «отбить» аренду вам придется много на ней работать, соответственно вы получите достаточно «убитый» автомобиль, да еще и с солидной переплатой. Если вас все равно интересует этот способ, то поищите «авто в раскат» там, где лучше условия, сравните предложения в своем городе. Важно, чтобы договор предусматривал адекватное количество выходных, автомобиль был уже подключен к популярному агрегатору, была возможность перезаключить договор на другое авто.
Работа на своем автомобиле
Автомобиль для нужд такси должен соответствовать нескольким условиям: отвечать требованиям по комфорту и безопасности, быть недорогим в обслуживании. Сравнение с арендой потребует простейших математических подсчетов: в среднем, год работы на аренде равен примерно половине или даже двум третьим стоимости такого же автомобиля, только нового. Однозначно, доходы водителей, которые располагают собственным авто, выше. Чтобы заработать «чистыми», достаточно заработать немного больше стоимости топлива.
Как зарабатывать больше
Работать на себя или на автопарк — в любом случае в такси можно зарабатывать достойные деньги, многое зависит от личной мотивации водителя и того, насколько грамотно он выстраивает свой график. Те, кто в профессии давно, рекомендуют не пропускать часы пик и обязательно начинать свою смену рано — не позднее половины седьмого утра. До полудня большинство таксистов зарабатывают большую часть всей дневной выручки, так как именно в ранние часы спрос огромен, а предложение его не покрывает. Отсюда и высокие тарифы: люди спешат на работу и учебу, опаздывают на вокзалы и в аэропорты.
Эра агрегаторов сделала такси явлением доступным буквально каждому, понизив стоимость поездки практически до цены билета на автобус. Водителям приходится «выезжать» на количестве, чтобы заработать, придется сделать 20-25 коротких заказов с подачей не более чем на 1-1,5 километра. В часы пик это самая правильная тактика, которая позволит получить выгоду с повышенных тарифов и не толкаться долго в пробках. Дальние заказы брать в пиковое время просто невыгодно. Еще одна проигрышная тактика — стоять на одном месте. Автоматизированная система распределения заказов раздает их кругами, происходит это с периодичностью в 10 или 15 минут. Поэтому, если заказов нет какое-то время, то локацию лучше поменять, а еще — проверить местность на наличие свободных машин конкурентных служб.
Знание города всегда является мощным преимуществом в работе водителя такси. Ни один навигатор не поможет разобраться в хитросплетениях улочек в частном секторе, не подскажет, что на пути внезапная яма или еще какая напасть, и туда лучше просто не сворачивать. Без знания города вы будете палить бензин, ездить кругами и приезжать не туда, соответственно, терять время и деньги. Кроме того, ориентируясь на местности гораздо проще выстраивать цепочку заказов, планируя маршрут на смену с учетом предварительных заказов.
Если хотите работать на автопарк, то тщательно его выбирайте. У партнеров с автопарками бывают разные условия, поэтому не лишним будет почитать отзывы других водителей, проверить документы.
Выводы
Работа в такси — это труд, который требует такой же самоотдачи, как и любая другая профессия. Нельзя однозначно сказать, как выгоднее таксовать, так как здесь много нюансов. Но вы точно не будете разочарованы своим доходом, если обстоятельно подойдете к выбору схемы работы, просчитаете все существующие варианты с примеркой на себя, здраво оцените свои возможности и способности. Дисциплинированность, умение подстраиваться под ситуацию и анализировать — главные качества водителя такси, который хочет зарабатывать много.