Что думают пассажиры
Регулярные опросы, которые агрегаторы проводят среди клиентов такси, показывают: люди действительно придают огромное значение антуражу поездки, и музыка здесь имеет одну из главных ролей.
Для многих пассажиров такси – это не часть ежедневной рутины, в большом количестве случаев машину вызывают по случаю: едут в гости, на мероприятие, в бар и обратно. Не секрет, что пик заказов приходится на вечер выходных и на праздники. Такси автоматически становится частью вечера, и каждый первый пассажир при этом не оказался бы от соответствующего саундтрека.
Огромное количество опрошенных ответили, что самые большие чаевые они оставляли при нескольких сложившихся обстоятельствах: будучи «подшофе», при поездке в компании и.. если им понравилась музыка!
При этом однозначного мнения относительно того, какая это музыка, нет. Это понятно – спорить о жанрах можно бесконечно. Больше половины пассажиров отметили, что не отказались бы от возможности заранее знать, какой музыкальный вкус у водителя, и хотели бы выбирать, с кем они поедут – с ценителем джаза или поклонником русского хип-хопа. Это еще раз подчеркивает, насколько людям важно, то, что слышат их уши во время поездки из точки «А» в точку «В».
Несмотря на высокий процент любителей музыки среди пользователей такси много и тех, кто предпочитает тишину. Их можно понять – кто-то использует время в дороге как возможность сделать то, что необходимо: поспать, поработать, послушать лекцию или посмотреть сериал. Логично, что эта категория пассажиров ожидает, что водитель поинтересуется необходимостью музыкального сопровождения в пути. Кстати, правилом хорошего тона является снижать громкость аудиосистемы, если пассажир начинает говорить по телефону.
Что думают водители
При этом, как позывает практика, водителям в большей степени на то, что звучит у них в машине, все равно – лишь очень малая доля из них имеет специальный плейлист или спрашивает клиентов о предпочтениях. Уже здесь мы видим упущенную выгоду.
Интересно, что многие водители такси весьма принципиальны в вопросах музыки во время поездки, а именно категорически отрицательно настроены по отношению к тому, что пассажир хотя бы как-то может выразить свое мнение. В большей степени это водители, работающие в сегменте «эконом». Мотивация простая: вы платите копейки и хотите еще что-то выбирать? Очевидно, что такой подход не работает. По тем же опросам понятно, что даже пассажиры, пользующиеся самым бюджетным тарифом в такси, готовы платить больше и оставлять чаевые, превышающие стоимость поездки, если водитель проявит внимание и сделает чуть больше, чем обязан.
Что думает закон
Стоит ли спорить о музыке в такси, если это бесплатно? Даже включенный кондиционер в салоне обходится в копеечку – расход топлива ведь увеличивается, а вот музыкальный контент в России добыть не доставляет труда.
Нужно отметить, что так дела обстоят не во всех странах. В 2002 году в Финляндии имел место прецедент, связанный с лицензионными правами на музыку. Результатом стала ежегодная повинность для всех водителей такси в размере 22 евро – заплати налоги и включай музыку пассажирам сколько хочешь! Дело в том, что звучащие в салоне авто треки приравняли к музыке в других общественных местах – в кафе, ресторанах и пр. В нашей стране также были попытки «навести порядки» и дисциплинировать водителей, использующих авторский музыкальный контент. Но придумать, как это сделать, так и не смогли.
Что думает наука
Научное сообщество давно признало влияние звуков на психоэмоциональное состояние человека. Если понимать, как именно это работает, то можно использовать музыку в машине с пользой для себя. Проверяли концентрацию и скорость реакции водителей с помощью специальных тренажеров, симулирующих езду в разных условиях. Было отмечено, что при вождении в городе, ухудшающего влияния звучащая музыка не оказывает. Так что все те, кто беспокоится о безопасности, могут смело включать аудиосистему в авто. А вот относительно громкой музыки ученые имеют совершенно однозначное мнение – после определенного уровня громкости звук негативно влияет на органы слуха, мешает адекватно воспринимать происходящее вокруг и, само собой, слышать сигналы других автомобилей.
Музыка – это всегда про чувства и ассоциации. Вспомните, почему оставляют деньги уличным музыкантам? Гораздо чаще это происходит не из-за того, что слушатель поражен уровнем мастерства. По большей части звучащая мелодия просто подняла настроение, наставила ностальгировать или напомнила о приятном моменте.
Итак, подводя итог: музыка в такси – неотъемлемая часть сервиса, способная принести водителю высокий рейтинг и щедрые чаевые. Обязательно интересуйтесь у пассажира необходимостью включить, выключить, сделать ее тише или громче, продумайте плейлист. И не стесняйтесь обсуждать предпочтения с клиентами – это, наверняка, принесет и вам, и пассажирам множество приятных эмоций.