История такси

У многих привычных сегодня вещей очень интересная история, одна из таких — такси. Вспомним, с чего начинался частный извоз в России, и как сформировалось такси в его современном виде.

Извозчики и ямщики

Если анализировать сохранившиеся источники, то первые упоминания об извозчиках, которые брали плату с пассажиров, можно найти в документах аж за семнадцатый век. Сразу стоит разделить понятия извозчик и ямщик, первые промышляли в городе, а вторые — на «межгород». Кроме того, извозчики обычно арендовали гужевую повозку или имели в распоряжении собственную, предоставляя услуги в частном порядке, а ямщики были на государственной службе, часто совмещая извоз и труд почтальона.

Ямщики и извозчики

Как и сейчас в такси есть классы по уровню комфорта, так и тогда можно было найти извозчика подешевле и подороже. Меньше всего стоили услуги у «ваньки» — крестьянина, ушедшего в свободное плаванье в город. За скромную плату и условия пассажир получал соответствующие: худую старую клячу и убитую отсутствием дорог повозку. Классом повыше шли «лихачи» — у них и «транспорт» был приличным, и цены более высокими. Такие извозчики работали на определенную аудиторию — солидных господ, поэтому и стояли там, где потенциальные клиенты бывали чаще всего: возле ресторанов, гостиниц и других общественных мест. Если «ванька» мог довезти до места за копейки в прямом смысле слова, то счет у «лихача» начинался с трех рублей. Существовали и извозчики на городской службе, назывались они «голубчики», отличались форменной одеждой и средней между первыми двумя ценовой политикой. Если перевезти нужно было что-то тяжелое, на современном языке — требовалось грузовое такси, то обращались к «ломовым». Такие извозчики работали на тяжеловесных лошадях и сами могли помочь с погрузкой. К ломовому извозу прибегали, чтобы перевезти дрова, песок, мебель и что угодно другое тяжелое. Все извозчики были учтены, им присваивался порядковый номер, и выдавалась соответствующая бляха из меди. Чтобы найти такое такси, приходилось идти к специальному месту — на биржу. Обычно они находились там, где больше всего проходимость людей, например, около вокзала или рынка.

Ценообразование никак не регулировалось со стороны. Цену назначал сам извозчик, но торговаться никто не запрещал, поэтому в некоторых случаях озвученную первую цену можно было сбить на порядок. Таксометры появились только в конце 19 века, а массово использоваться стали и того позже, когда извоз сменился на автомобильное такси.

Эра автомобильного такси

Первое в России автомобильное такси появилось в Санкт-Петербурге в 1906 году, который тогда был столицей страны. Следующим городом, до которого добрались нововведения, стал Минск, и только после него — Москва. В 1909 году предприниматель Самуил Фриде организовывает в Петербурге компанию «Петербургский таксомотор», а этом же году аналогичное предприятие появилось и в Москве. Вместе с профессией таксиста были создан и свод профессиональных правил для них. Развитие автомобильного такси происходило стремительно, прогресс набирал обороты быстро, уже через семь лет количество работающих в обеих столицах экипажей перевалило за полтысячи.

Первое такси

Популярность у автомобилей была бешеная. В дореволюционной России машины были диковинкой, которая неизменно производила неизгладимое впечатление на окружающих, поэтому приехать куда-то на такси считалось особым шиком. Во многом популярность такси была обусловлена еще и понятным, прозрачным образованием цен. Таксометр в отличие от извозчиков давал стабильную цену, стоимость поездки не зависела от настроения «ваньки» и его желания поиметь с пассажира побольше.

Если рассматривать автомобильный парк такси в его первые годы в России, то туда входили такие марки как Фиат, Форд, Берлие и прочие «иностранцы».

Такси после революции

Революция, произошедшая в 1917 году, привнесла изменения во все сферы жизни, коснулась она и такси. Существовавшие предприятия были ликвидированы, а все принадлежавшие им авто перешли в собственность государства. Частный извоз вернется на советские улицы значительно позже, после 1920 года и начала Новой экономической политики. В середине двадцатых правительство Москвы закупит автомобили для городского таксопарка Рено и Фиаты, за своеобразный дизайн им дадут народное прозвище — «утюг». Чуть позже появятся и иномарки отечественной сборки, мощным толчком к повсеместной автомобилизации станет открытие завода ГАЗ. Вместе с тем, что профессия таксиста прочно вошла в обиход, профессия извозчика стала исчезающей. Известно, что в конце тридцатых годов их в Москве насчитывалось около полусотни.

Как раз в это время управление таксопарками стало централизованным, так и продолжилось вплоть до последнего дня существования Советского Союза.

Удобный и знакомый нам клиентский сервис формировался постепенно, началось все с появления диспетчерской службы. Сначала в Москве было всего три работника на этой должности, благодаря им можно было заказать машину по телефону, стоило это довольно дорого, два рубля.

Количество таксопарков в Москве росло год от года, однако все равно не все желающие могли воспользоваться услугами такси — автомобилей просто-напросто не хватало, такой был спрос. Первые советские легковые авто — ГАЗ-А — передавались сначала в распоряжение государственных служб, все, что осталось, шло в ведение такси. Постепенно, с увеличением модельного ряда отечественного автопрома, разрастались и таксопарки. Многоместные автомобили, например, ЗиС-110, стали прообразом современных маршруток. Такое такси пустили по маршрутам, связывающим аэропорты и вокзалы.

Инженеры, занятые в автомобильной промышленности, усиленно старались повысить комфорт пассажира такси. Для этого разрабатывались машины особой конструкции, например, с пространством и креплениями для багажа, без переднего пассажирского сидения и пр. В основном такие изобретения были выпущены лишь небольшими сериями.

Когда началась война, автопарки расформировали. Преимущественно автомобили отправили на фронт, часть отдали под служебные нужды офицеров и генералов, авто представительского класса законсервировали до лучших времен и дорог.

Знаменитые «Победы» с зеленым огоньком и «шашечками» появились на улицах в 1948 году. Интересно, что для Прибалтики и южных республик эти автомобили были доступны в открытом кузове типа «кабриолет».

Появление «Москвича» 402 модели стало попыткой заменить более дорогие «Волги» и «Победы» в такси. Поездки на них даже оценивали дешевле, можно сказать — «эконом-класс». Но качество «Москвичей» сильно уступало, они обходились дорого в обслуживании и часто ломались, к тому же, таксисты ругали их за габариты. Тесно и водителю, и пассажирам. В следующий раз автопарки обновили «Волгами» ГАЗ-21. Любопытно, что эта модель так прижилась и возымела такую популярность в такси не только в СССР, ее активно экспортировали в другие страны.  Огромное количество «Волг» стали такси, например, в Норвегии. Первое поколение этих автомобилей сменилось следующим только в семидесятых.

Перед Олимпийскими играми 1980 года руководство Советского Союза стремилось навести лоск во всех областях, в том числе и в такси. Их было решено подвести под единый международный стандарт, унифицировать. Так появился лимонный цвет машин и знакомый всем плафон на крыше. Правда, часть авто все равно красили в бежевый — эта краска была дешевле и доступнее. В последний раз в СССР состав автопарков массово обновлялся после 1985 года, когда была выпущена новая «Волга» ГАЗ-24.

Такси СССР

Такси после распада СССР

Вместе с Советским союзом перестали существовать и государственные таксомоторные парки. До начала нулевых годов большая часть такси представляла собой «бомбил». Тогда для многих, имеющих личное авто, это был едва ли не единственным способом заработать и прокормиться. В девяностые годы появились знаменитые «газельки», которые быстро нашли применение в качестве маршрутного такси, и буквально заполонили города России. Постепенно такси снова приняло организованную форму, заново появились таксопарки и диспетчерские службы, но уже коммерческие. Сегодня не только Москва и Санкт-Петербург, но и другие города могут похвастаться огромным разнообразием предложений в области пассажирских перевозок. Это и легковое такси, и грузовое, и женское — с водителями-женщинами, и возможность заказать такси представительского класса. Чтобы воспользоваться такси, больше не нужно ловить машину «с руки», даже можно не общаться с диспетчером — мобильные технологии сделали все проще и доступнее. Узнать больше о такси в своем городе вы можете благодаря нашему удобному справочнику.

Дарья

Дарья

Это тоже интересно:

Система контроля над работой такси АРТ

Система контроля над работой такси «АРТ»: что это и как отразится на всех

Заказчиком данной инициативы выступил Департамент транспорта Москвы. Смысл новой контрольной системы в том, чтобы следить, сколько работают водители, вовремя ли они проходят медицинские осмотры, а

Читать полностью »
Агрегаторы такси кто и за что несет ответственность

Агрегаторы такси: кто и за что несет ответственность

Структура рынка такси в нашей стране сегодня состоит из трех основных участников. Самые крупные игроки сферы — это агрегаторы. Так называются компании, которые создали сервисы

Читать полностью »
Социальное такси для кого и как вызвать

Социальное такси: для кого и как вызвать

Городская среда абсолютного большинства российских городов неприспособленна для инвалидов и тех, кому сложно ходить без вспомогательных приспособлений: ходунков, костылей. Между тем, они регулярно нуждаются в

Читать полностью »
Такси бизнес-класса особенности, плюсы работы

Такси бизнес-класса: особенности, плюсы работы

Понятие «бизнес-класс» пришло в такси из коммерческих авиаперевозок. Это категория обслуживания, сервис в которой считается лучше и разнообразнее, чем получают пассажиры эконом или комфорт-класса. Кто

Читать полностью »