Автомобили такси без водителей – новая реальность, которая оказалась ближе, чем кажется. Первые пассажиры смогут оценить сервис беспилотников уже в конце текущего 2021 года. Ориентироваться на эти сроки можно только в том случае, если всем сторонам получится договориться. Ведь внедрение беспилотников затрагивает интересы МВД, Министерства транспорта, региональное руководство.
Проектом занимается Министерство экономического развития Российской Федерации. Соответствующий документ можно найти на официальном сайте. В качестве первых экспериментальных площадок были выбраны три локации: Москва, Сочи и Иннополис, технологичный город-спутник Казани. Сложным моментом, долго стопорившим претворение задуманного в жизнь стало узаконивание некоторых бюрократических вопросов. В частности, больших усилий потребовало закрытие вопросов со страховыми компаниями, ведь сам факт появления беспилотных автомобилей является беспрецедентным для нашей страны.
Вообще эксперимент был начат еще в 2018 году в Сколкове, но если там тестировалась именно сама идея таких поездок, то сейчас речь идет о жизнеспособности полноценного алгоритма взаимодействия пассажира с таким такси. Прорабатываются разнообразные сценарии, ведь у потенциального пассажира могут происходить изменения по ходу поездки: меняется точка посадки и пункт назначения, возникает необходимость забрать по пути кого-то еще.
Первыми выполнит коммерческие заказы на таких автомобилях компания «Яндекс», чье Яндекс.Такси уверенно держит лидерство среди других отечественных агрегаторов. Одновременно тестирует беспилотники и «Сбер», только происходит это на испытательных полигонах и не в рамках инициативы Минэкономразвития.

Создание нового вида транспорта потребовало тщательной проработки различных нюансов. В том числе – отличительной символики. На то, что такси работает без водителя укажет треугольный знак белого цвета с черной буквой «А». Такой выбор – простое сокращение от «автономное управление».
Первое время внутри салона вместе с пассажиром будет находиться инженер – человек, готовый принять управление транспортным средством на себя, в случае возникновения внештатной ситуации. Кроме того, в автомобиле будет представлена вся необходимая информация о службе поддержки – это позволит пассажиру самостоятельно решать возникающие в ходе поездки вопросы.
По аналогичному пути происходит становление беспилотного такси и в других странах мира. Например, активно внедряют его сейчас США и Китай. Там также, на первых этапах автомобиль приезжает за пассажиром не пустой, а с сидящим в нем специалистом, контролирующим процесс и готовым перехватить руль в случае необходимости.
Стоимость поездки на «такси будущего» еще не определена, все будет зависеть от возможностей автопарка и спроса на услугу. В документах, представленными Минэкономразвития фигурирует цифра в тысячу машин с автономным управлением. Но, как говорят эксперты, это лишь предельный максимум, на деле все решает только рынок и спрос.
За то время, что «Яндекс» участвует в программе, компания успела накопить колоссальный опыт, создать огромную базу данных, которая позволит совершенствовать пользовательский сервис и в целом улучшать технологию.
Безопасность такси с автономным управлением
Главный вопрос, беспокоящий всех – насколько безопасно пользоваться беспилотными автомобилями? Об этом моменте задумываются и создатели беспилотников, и те, кто хочет интегрировать их в сеть пассажирских перевозок, и, конечно, потенциальные клиенты. Сама технология достаточно совершенна для того, чтобы считаться безопасной, но только тестирование в реальных условиях позволит сделать окончательные выводы. Сейчас уже есть некоторые районы столицы, Сочи и Иннополиса, где беспилотники хорошо «освоились». Но нельзя не подчеркнуть, что речь идет о достаточно простых относительно схемы движения и его интенсивности локациях.
Именно для того, чтобы убедиться в безаварийности затеи, весь проект с беспилотным такси разделен на этапы. В ходе первого этапа разработчики неустанно наблюдают за транспортным средством, а оператор мониторит процесс. При достижении определенного количества часов безаварийной езды, разработчик передает наблюдение в единоличные ручки оператора. По мере того как будут приходить удовлетворительные результаты, возможен и переход к следующему этапу, когда в ведении одного оператора находится сразу несколько автомобилей.

Разделение ответственности
Как уже было сказано выше, много проблем нужно было преодолеть с определением порядка страхования самих автомобилей без водителей и пассажиров футуристичного такси. Пока что остановились на варианте оформления полиса для каждого транспортного средства и страхование жизни пассажира на сумму до 10 миллионов рублей. Сверху этой суммы будет оплачивать непосредственно виновник дорожно-транспортного происшествия, по умолчанию в его роли выступает Яндекс.Такси. Разобраться окончательно в том, по чьей оплошности произошла авария, поможет установленное в авто оборудование для видеофиксации происходящего. В связи с потребностью страховать беспилотники и их пассажиров, назрел вопрос корректировки закона. В текущий момент максимум по ОСАГО составляет 400 тысяч рублей, что не устраивает перевозчиков. Кроме того, нужно в принципе разработать схему распределения ролей и ответственности при ДТП. Ведь сидящий в автомобиле пассажир, несмотря на факт своего нахождения в салоне, не является тем, кто им управляет.