Структура рынка такси в нашей стране сегодня состоит из трех основных участников. Самые крупные игроки сферы — это агрегаторы. Так называются компании, которые создали сервисы для привлечения клиентов и водителей. Они помогают исполнителям найти клиентов, то есть выступают связующим звеном между ними. При этом такие сервисы активно промоутируют свои бренды, это помогает им завоевывать все большую долю аудитории. Таксопарки же имеют во владении автомобили, именно парки берут на работу водителей.
Появление агрегаторов на российском рынке такси стало в своем роде революционным моментом. Именно благодаря этому событию, поездка на такси из услуги, которая была доступна очень немногим, превратилась в ежедневную рутину практически для всех. Цифры говорят сами за себя. Если в 2010 году россияне заказывали такси 27 тысяч раз, то уже в 2018 число поездок уверенно устремилось к миллиону. Именно агрегаторы сделали такси дешевле, уменьшили время ожидания заказа, увеличили зону покрытия. Уже к 2019 году больше половины всех вызовов такси осуществлялось с участием агрегаторов. На сегодняшний день этот процент еще больше.
Самый крупный из подобных сервисов — Яндекс.Такси. Эта компания работает с таксопарками, имеющими соответствующую лицензию. Таксопарки сдают свои автомобили водителям или нанимают тех, кто имеет в распоряжении личный транспорт. Через агрегатор пассажир размещает свой заказ, где он находит исполнителя. Выручка с каждой поездки разделяется между всеми звеньями цепи.
Если подойти к вопросу юридически, но оказанием услуги занимается таксопарк. В то время как Яндекс.Такси или другой агрегатор — это только компания, предоставившая услуги информационного характера. Данный момент является спорным, в случае рассмотрения какого-либо дела в судебном порядке, иногда возникают споры.
Кто несет ответственность за безопасность
Главная задача таксопарка — сделать перевозку пассажиров безопасной. На таксопарках лежит обязанность организации осмотра водителей перед рейсом, контроль над техническим состоянием транспортных средств, регулировка рабочего графика водителей.
Агрегатор при этом просто предоставляет заказы. Для пассажира этот момент непонятен — люди видят только брендированные машины, вся коммуникация происходит с представителями агрегатора. О том, что их везет неизвестный ИП или ООО они узнают только по факту прибытия авто, это указано в информации о заказе в самом приложении. Агрегатору в целом все равно, кто будет исполнять заказ. В законе нет закрепленной обязанности контролировать, кому заявка передается, поэтому агрегатор не знает, в каком состоянии водитель и его машина, как давно он на смене. Если агрегатор работает с непроверенным и недобросовестным таксопарком, то вполне может быть, что заказ попадает к водителю, который не соблюдает рабочий график, не прошел медосмотр перед выходом на линию, не помыл, не заправил и не обслужил как следует авто. Если происходит ДТП, агрегаторы настаивают на том, что это не их зона ответственности, а исключительно таксопарка. Несмотря на это, есть прецеденты, когда суд принимал сторону пассажира и обязывал именно агрегатор выплачивать компенсацию.
Не так давно, Верховный суд дал разъяснение по этому поводу, где указано, что каждый пассажир, ставший участником ДТП, имеет право требовать возмещения ущерба именно от агрегатора, с помощью которого вызывал такси.
Первым резонансным делом возмещения крупного ущерба по здоровью пассажиру от Яндекс.Такси стало дорожно-транспортное происшествие, произошедщее 5 лет назад. Через повторное обращение к суду пострадавшая женщина смогла не только получить половину миллиона от страховой компании, но и добиться материального возмещения от Яндекса в крупном размере — 300 тысяч рублей.
Этот случай заставил сервисы по заказу такси страховать пассажиров на добровольной основе. В законе это пока что не закреплено, то есть компании делают это по личной инициативе, часто преподнося как один из бонусов.
За что несет ответственность таксопарк и водитель такси
Если ДТП происходит по вине водителя, для него, конечно, наступает уголовная ответственность. Получить пассажиру материальную компенсацию от водителя такси нереально, хотя суд и может вынести такое решение, невысокий доход водителя просто не позволит ему выплатить необходимую сумму. Таксопарки к уголовной ответственности обычно не привлекают, для них все ограничивается возмещением ущерба в материальной форме. И то, это касается только проверенных компаний с хорошей репутацией, от многочисленных, увы, таксопарков-однодневок, скорее всего, ничего не получится взыскать.
Если в ДТП водитель такси не виноват, то ущерб пассажиру, получившему травму, оплатит страховая компания. Это рабочий сценарий для таксопарков, заключивших договор с ОСАГО. Сумма, которая будет перечислена пассажиру, зависит от тяжести его травмы. Максимум выплачивают в случае гибели или получения инвалидности 1 группы. Конечно, в сравнении с увечьями и моральным вредом любые деньги покажутся недостаточно большими. Именно поэтому пассажиры или их родственники обычно обращаются в суд с иском к агрегаторам.
Вместо вывода можно только рекомендовать пользоваться услугами проверенных компаний с известным именем. Так вызывая такси, вы можете рассчитывать на добросовестность агрегатора, который печется о своей репутации и работает только с лицензированными таксопарками. В свою очередь такие таксопарки тщательно соблюдают порядок найма и допуска на линию водителей, обслуживают автомобили вовремя.